Дистанционный мониторинг
счетчиков воды
(Молдова, г.Орхей)

Диспетчеризация воды г. Орхей

Описание объекта

На сегодняшний день Молдова является страной-кандидатом в Европейский союз. Статус претендента на членство обязывает двигаться в направлении общепринятых в ЕС норм. В системе ЖКХ - это тенденция повсеместного внедрения беспроводных интеллектуальных систем мониторинга энергоресурсов, что значительно снижает нагрузку на обслуживание секторов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, уменьшает потери ресурсов и обеспечивает конечным потребителям точность и прозрачность учета.

В 2020 г. к нам обратился MARCEL SUVAC (дистрибьютор измерительного, поверочного оборудования и приборов учета) для внедрения системы дистанционного мониторинга счетчиков воды.

Цель проекта

Для заказчика было важно под ключ внедрить беспроводную систему мониторинга в существующую инфраструктуру, то есть без модернизации водомерных узлов и инженерных сетей. В качестве пилотного проекта было взято несколько жилых домов, требующих замены приборов учета.

Итоговой целью определили бесперебойную передачу данных с приборов напрямую в водоканал. Заказчика также интересовала аналитика: данные потребления в динамике и возможность скачивать отчет за выбранный промежуток времени.

Технология для проекта

Для реализации мы использовали беспроводную технологию LoRaWAN категории LPWAN, то есть энергоэффективную сеть большого радиуса действия. На момент запуска проекта в г. Орхей подобные технологии передачи данных еще не были широко распространены, но к ним уже начал формироваться интерес. Наш выбор был обусловлен несколькими факторами:

Доступность. LoRaWAN использует нелицензируемую радиочастоту и является открытым стандартом.

- Низкое энергопотребление. В сравнении с другими технологиями принцип работы LoRaWAN обеспечивает малый затрат энергии за счет отправки небольших пакетов данных. Также отличительной особенностью является автономная работа устройств от батареи на протяжении продолжительного периода времени, максимум до 10 лет.

- Стоимость. Внедрение LoRaWAN одно из самых недорогих. Сетевая топология сети - “звезда”, то есть центральным звеном выступает базовая станция, которая рассчитана на ежедневный прием данных до 40 000 устройств. Цена базовой станции сопоставима со стоимостью некоторых водомеров. Суммарно, с учетом доступности и разнообразия устройств, поддерживающих технологию, а также масштабируемости сети, экономия получается не только в прямых финансовых вложениях, но и во времени на интеграцию и последующую поддержку.

Решения для проекта

Для удобства Заказчика интеграция была разделена на несколько последовательных этапов:

Этап 1. Подбор оборудования, поддерживающего технологию LoRaWAN

В качестве измерительных приборов были выбраны следующие марки счетчиков воды:

- ETKD-N. Диаметр: DN 15. Производитель: ZENNER International GmbH & Co. KG

- NB SJ-LFC. Диаметр: DN 15. Производитель: Ningbo Water Meter (Group) Co., Ltd

Шлюзом выступила базовая станция Kerlink Wirnet Istation V1.5 Outdoor LoRaWAN Gateway.

Для передачи данных от приборов учета на базовую станцию мы использовали PDC-модуль (ZENNER International GmbH & Co. KG).

Этап 2. Проектирование сети устройств

Важный этап, предопределяющий логику будущего масштабирования сети. Наши специалисты проанализировали ландшафт городской постройки для определения наиболее подходящего места установки базовой станции.

Этап 3. Настройка и установка базовой станции, а также модулей передачи данных

Следующим шагом была настройка оборудования. Стоит отметить, что заказывая у производителя оборудование для передачи данных, такое как базовые станции, счетчики импульсов, внешние модули, приобретается “железо”, не готовое для работы. Мы провели ряд работ, включающих присваивание уникального ID каждому устройству, программирование оборудования под клиентский запрос (регулярность передачи пакета данных, лимиты и пр.), подключение к облачному LoRa-серверу, а затем добавили все приборы на нашу платформу для удобства предоставления данных конечному пользователю.

Этап 4. Тестирование сети

Обязательный шаг для проекта любого уровня сложности. После монтажа уже настроенного оборудования, в течение 7 дней мы проверяли следующие параметры:

- скорость передачи данных

- объем данных

- регулярность выхода на связь всех устройств

- уровень сигнала

- качество сети

Этап 5. Создание личного кабинета на платформе IOTANS для самостоятельного мониторинга показаний

Для удобства Заказчика был создан личный кабинет на платформе IOTANS. В нем визуализированы основные сведения по устройствам с возможностью их быстрого поиска по адресу установки. Отобразили следующие данные:

- статус работы всех устройств в сети

- данные потребления

- данные о самом устройстве (марка счетчика, диаметр, адрес, владелец)

- карта, в которой отображается месторасположение базовой станции и площадь ее покрытия

- график динамики потребления

- уведомления об обратном ходе, превышении пороговых значений и не выходе устройства на связь

- доступ к функции скачивания отчета в формате Excel за любой выбранный им период

Используемое оборудование

Наш результат

Внедрение системы дистанционного мониторинга воды (с момента выбора технологии и оборудования до заключительного этапа создания личного кабинета для клиента) заняло 3 недели. Все работы по настройке оборудования были выполнены дистанционно.

Клиент получил многокомпонентный отказоустойчивый продукт по системе диспетчеризации воды. Причем сама система не подразумевает привязку к конкретным производителям. Опытным путем мы получили подтверждение того, что сеть устройств функционирует при использовании приборов самых разных производителей. В качестве бонуса, несмотря на локализацию объектов, мы, как и всем нашим клиентам, обеспечили MARCEL SUVAC бесплатную техническую поддержку в вопросах, связанных с передачей и аналитикой данных.

Город Орхей

Бесплатная консультация по вашему проекту